У людей религиозных одним из самых больших грехов считается гордость или гордыня. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что «гордость – начало греха», так как «с нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору».
С точки зрения святых отцов, гордость — это неспособность признать свою неправоту и отсутствие уважения по отношению к другому человеку. «Началом гордыни бывает обычно презрение. Тот, кто презирает и считает за ничто других – одних считает бедными, других людьми низкого происхождения, третьих невеждами, вследствие такого презрения доходит до того, что почитает себя одного мудрым, благоразумным, богатым, благородным и сильным. Как узнается гордый и чем исцеляется? Узнается потому, что домогается предпочтения». Так пишет святитель Василий Великий.
Люди не религиозные, напротив, относятся к гордости, если не как к добродетели, то как к чему-то вполне приемлемому и даже похвальному. В этом случае, «быть гордым», «иметь гордость» — значит «ценить себя» и «не унижаться».
Почему мы наблюдаем такую разницу в отношении к гордыни? Из-за разницы в мировоззрении. Но, почему для христиан именно гордыня является одним из самых страшных и опасных грехов?
В первую очередь потому, что гордый человек редко способен к покаянию. Отметим, что покаяние — это не просто признание своих ошибок, но активное и деятельное исправление их.
Во-вторых, если человек не хочет каяться, значит он не видит своих грехов, а если видит, то не считает их чем-то непозволительным. И как следствие, ему не нужен Спаситель, Который взял на Себя грехи мира, и не нужно спасение от тления, греха и смерти.
В конечном итоге, гордый человек закрывается в своей самости как от других людей, так и от Бога. Святой Иоанн Кассиан Римлянин говорит, что «гордость – столь великое зло, что заслуживает иметь противником ни Ангела, ни другие противящиеся ей силы, но Самого Бога…».
Будем просить Господа, чтобы Он помог нам победить эту страсть, дабы очистив души наши покаянием, мы сподобились быть чадами Царствия Небесного и друзьями, а не врагами Бога.